Аккумуляторная батарея (АКБ) это устройство, которое состоит из одной и более батарей. Батарея преобразует химическую энергию, содержащаяся в её частях (пластинах) в электрическую энергию посредством электрохимических окислительной-восстановительной реакции.
Электрохимическая реакция: реакция, когда химическая энергия, содержащаяся в компонентах батареи, преобразуется в электрическую энергию (разрядка аккумулятора), или, наоборот, реакция, вызванная подачей электрической энергии преобразуется в химическую энергию (зарядка аккумулятора).
Типы аккумуляторных батарей
Тип АКБ | Где используется | Обозначение |
---|---|---|
Свинцово-кислотный | Автотранспорт, самолеты, морской транспорт, ИБП (источник бесперебойного питания) | Pb |
Никель-кадмиевый | Электороинструменты, самолетостроение, троллейбусы | Ni-Cd |
Никель-солевой | Автотранспорт, поезда, телекоммуникации | Na/NiCl |
Литий-ионный | Электромобили, системы резервного электроснабжения, электроинструменты | Li-Ion |
Литий-полимерные | мобильные устройства, электромобили | Li-pol |
Никель-металл-гибридный | Медицина, космическая отрасль, радиотехника, автомобили | Ni-MH |
Виды аккумуляторов
- Стартерная батарея. Нужен для запуска автомобиля, катера и прочих устройств с двигателем внутреннего сгорания. Состоит из прочного корпуса, свинцовых пластин, погруженных в электролит (раствор серной кислоты и дистиллированной воды). Работают долго около 10 лет, но при сильном разряде подвержены сульфатации. Это минус, как вы поняли. И второй минус — нужно обслуживать (заливать кислоту)
- Буферный аккумулятор. Свинцово-кислотный. Используются в устройствах бесперебойного питания и как накопители при зарядке от солнечных батарей. Более современный вариант производство батарей по технологии AGM (свинцовые пластины, проложенные стекловолокном, смоченным в кислоте). Очень удобно: батареей можно пользоваться в любом положении. Под любым углом (хоть перевернуть её). Работает в буферном режиме: не разряжается до нуля (при зарядке восстанавливается вновь). Необслуживаемый аккумулятор.
- Тяговые аккумуляторные батареи (преимущественно литиевые и никелевые). Они циклические и предназначены для электротранспорта (электромобили, электрокары, электропогрузчики, грузовые трициклы, велосипеды, гироскутеры и прочие устройства). Купить тяговый аккумулятор. Они сделаны тоже технологии AGM. Стекловолокно пропитано не просто кислотой, а пропитано гелеобразной кислотой. Батареи тоже необслуживаемые. Принцип работы выдает заряд до практически полной разрядки до 10-11 вольт. Дальше ее (АКБ) достают (или не достают, к примеру у гироскутера) и заряжают.
Важное дополнение: тяговые аккумуляторы при разряде 80% от емкости проработают около 400 циклов. Если вы будете разряжать (при работе) до 20%, то срок циклов аккумулятора вырастает до 1200 циклов и смогут прослужить более 8 лет.
И ещё дополню правила долгой эксплуатации тяговой аккумуляторной батареи:
- не разряжать сильно батареи
- батарея долго не эксплуатируется — подзаряжать не реже одного раза в месяц
- уровень заряда батареи (долго не работающей) держать на уровне больше 80% емкости от максимальной.